Некоторые принципиальные отличия обучения от воспитания:
- Направленность деятельности. 1 Обучение ориентировано на познавательную сферу личности и её развитие, а воспитание — на личностное развитие ребёнка и его социальное становление. 1
- Реализация процессов. 1 Обучение реализуется через предметную и практическую деятельность, а воспитание — через взаимодействие людей, организацию взаимоотношений между членами социальной среды. 1
- Методы деятельности. 1 В обучении используются методы, базирующиеся на восприятии человеком материального мира: предметов. 1 В воспитании — методы, базирующиеся на восприятии человеком духовных ценностей, мира культуры, понимания основ морали. 1
- Временной период деятельности. 1 Обучение реализуется в течение более короткого временного промежутка и в специально организованном учебном пространстве, а воспитание — непрерывный процесс, который происходит не только в образовательном пространстве, но и в семье, в ходе взаимодействия с другими людьми, в ходе разных видов социальной деятельности. 1
- Итоги деятельности. 1 В результате обучения происходит формирование у ребёнка системы научных знаний об окружающем мире и навыков их применения в повседневной и иных видах деятельности. 1 В итоге воспитания формируются определённые качества личности, усваиваются нормы социального поведения. 1
При этом обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание — обучающим. 3