Некоторые различия между TQM и ISO 9000:
- Фокус. 23 TQM ориентирован на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень. 2 ISO 9000, скорее, направлен на снижение вероятности сделать что-либо неверно. 2
- Фокус на технические системы и процедуры. 12 ISO 9000 требует от организации фокусирования на технические системы и процедуры, а TQM — на философию, концепции, инструменты и методологию. 1
- Вовлечённость сотрудников. 12 TQM подчёркивает необходимость вовлечения всех сотрудников организации в процесс повышения качества, в то время как в рамках ISO 9000 вовлечённость всех сотрудников не обязательна. 1
- Ответственность за качество. 1 TQM предполагает, что каждый сотрудник организации несёт ответственность за качество, а ISO 9000 предполагает возложение ответственности за качество на соответствующие подразделения организации, например, на отдел качества. 1
- Охват организации. 1 TQM, как правило, охватывает все подразделения, функции и уровни организации, а ISO 9000 в основном фокусирует внимание на структурные подразделения организации. 1
- Характер. 1 TQM подразумевает изменение процесса и культуры, а ISO 9000 по большей части имеет статичный характер. 1
Несмотря на различия, TQM и ISO 9000 имеют общую основу — науку управления качеством. 6 Кроме того, эти подходы могут дополнять друг друга: сначала можно внедрить ISO 9000, чтобы создать стабильность и последовательность в работе организации, а затем реализовать TQM, чтобы повысить мотивацию сотрудников и операционную эффективность. 3