Разница между систематическим и случайным отбором в маркетинговых исследованиях заключается в способе формирования выборки. 1
Случайный отбор предполагает, что все представители целевой аудитории (генеральной совокупности) имеют одинаковую вероятность попадания в выборку. 1 Для этого необходим исчерпывающий перечень потребителей. 1 Случайный отбор может проводиться простым способом, когда элементы отбираются с помощью генератора случайных чисел. 1
Систематический (механический) отбор — упрощённый способ случайного отбора. 1 Потребители сортируются (например, в алфавитном порядке или по номеру телефона). 1 Первый участник выборки отбирается случайным образом, после чего отбирается каждый потребитель с шагом n. 1 Например, если n = 10 и первый потребитель, попадающий в выборку, имеет порядковый номер 7, то в выборку попадут также потребители с номерами 17, 27, 37 и т. д.. 1
Таким образом, при случайном отборе используется генератор случайных чисел, а при систематическом — определённый порядок сортировки потребителей.
При этом у систематического и случайного отбора есть общая черта: каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность выбора. 5