Принципиальное отличие оценки и отметки как инструментов педагогического контроля заключается в их функциях и формах выражения. 14
Оценка — это процесс оценивания, который выражается в развёрнутом оценочном суждении, в вербальной форме. 4 Главная задача оценки — определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объём индивидуальных знаний. 2 Оценка может быть разнообразной и вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности. 4
Отметка — это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. 4 Отметка более формализована и жёсткая, её главная задача — установить уровень усвоения школьниками единообразной государственной программы, образовательного стандарта. 2
Таким образом, оценка направлена «во внутрь», она эмоциональна и предоставляет развёрнутую информацию о процессе обучения и возможности дальнейшего развития. 25 Отметка обращена «во вне», в социум, и фиксирует совокупный уровень достижений. 25