Отличие современной дидактической системы от систем И. Гербарта и Д. Дьюи заключается в следующих положениях:
Современная дидактическая система рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учеников). 8 Цель обучения заключается как в приобретении знаний, так и в общем развитии школьников, формировании их интеллектуальных, художественных, трудовых умений и навыков. 10 Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведёт её, одновременно стимулирует их самостоятельную работу. 6
Система И. Гербарта ориентирована на систематическую передачу учащимся знаний, основная роль в обучении отводилась учителю. 9 Процесс обучения протекал от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. 1
Система Д. Дьюи делала акцент на развитии собственной активности обучаемых, обучении через деятельность, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. 45 Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. 4