Отличие функциональной грамотности от академической заключается в следующем:
- Академическая грамотность характеризует базовые свойства личности, уровень понятийного мышления. 1 Она обеспечивает освоение системы научных понятий и их теоретическое обобщение, развитие причинно-следственных связей и понятийного мышления. 1
- Функциональная грамотность характеризует способность человека применять известную систему понятий, концептуальных положений для решения профессиональных и жизненных задач. 1 Она демонстрирует уровень развития сложных видов мышления, в том числе вероятностного (нелинейного). 13
Таким образом, академическая грамотность обнаруживает себя в стабильной ситуации, а функциональная грамотность ситуативна и проявляет себя в изменяющихся условиях. 3
Кроме того, академическая грамотность конструируется на базе классической системы формирования понятий, а функциональная грамотность — на базе инновационной идеи, когда ученики осваивают систему предметных знаний как средства решения задач в реальных жизненных ситуациях. 2