Некоторые особенности использования различных времён глаголов в академической письменной речи:
- Преобладание глаголов в форме настоящего времени. 4 Они используются со значением «постоянное настоящее» (настоящее вневременное) с качественным, признаковым значением. 4 Это необходимо для характеристики свойств и признаков исследуемых предметов и явлений. 4
- В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола. 4
- Использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа. 4
- Преобладание форм несовершенного вида. 4 Они являются более отвлечённо-обобщёнными. 4
- Употребление форм лица глагола в соответствии с передачей отвлечённо-обобщающих значений. 4 Практически не используются формы 2-го лица, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. 4 Наиболее частотны в научной речи отвлечённые по значению формы 3-го лица. 4
- Использование возвратных глаголов в страдательном значении и пассивной формы глагола при описании механизма, процесса, структуры. 4 Это помогает сосредоточить внимание на объекте действия. 4
- Преобладание изъявительного наклонения из форм наклонений в научной речи. 4
Для академического письма важно, чтобы выбор конкретного глагола был обусловлен конкретной ситуацией, а передаваемое глаголом действие не было «размытым». 5