Пьер Бурдьё критиковал социологические опросы, в частности опросы общественного мнения, из-за их искусственной природы и способности создавать иллюзию единого общественного мнения. dzen.ru www.bibliofond.ru
Некоторые причины критики:
- Навязывание проблематики. www.bibliofond.ru В зависимости от положения индивида в социальной иерархии, вопросы будут восприниматься по-разному. www.bibliofond.ru Например, вопросы, в центре которых моральные проблемы, могут восприниматься людьми высших классов как политические, а для людей с более низким положением в иерархии эти же вопросы чаще воспринимаются как этические. www.bibliofond.ru
- Игнорирование тех, кто не ответил. dzen.ru Например, если задать вопрос и получить 20% «да», 50% «нет» и 30% «нет ответа», можно сказать, что доля людей, не одобряющих правительство, превосходит долю тех, кто его одобряет. dzen.ru
- Манипуляции с вопросами. dzen.ru Вопросы могут исключать один из возможных ответов или предлагать одну и ту же позицию в нескольких формулировках. dzen.ru Эти уловки часто связаны с условиями, в которых составляются вопросники, и с социальным заказом, определяющим задачи исследования. dzen.ru
Бурдьё писал об этом в статье «Общественное мнение не существует» (1973). dzen.ru