Формализм в образовании приводит к формальному отношению к делу, потому что происходит отрыв формы выражения знаний от их содержания, механическое заучивание учебного материала без его понимания. 35
Некоторые причины формализма в образовании:
- Абстрактность преподавания. 4 Учебный материал излагается вне связи с жизнью, без опоры на наглядность, сознательность и активность обучающихся. 14
- Большой объём учебного материала. 2 Преподаватель не может организовать тщательное его изучение, отдельные курсы предлагаются лишь для поверхностного ознакомления. 2
- Слабость материальной базы школы или вуза. 2 Знания, не опирающиеся на наблюдения опытов, становятся книжными, оторванными от жизни. 2
- Недостаточно продуманная программа. 2 Программы составляются без учёта специфики школы и вуза, фактического знания материала обучающимися, закономерностей развития личности. 2
В результате формализма происходит отрицание роли идей, жизненного назначения знаний, отрыв от действительности. 1 Ученики приобретают знания ради оценок, а не для их применения на практике. 1