Чистый устный метод критиковали в сурдопедагогике по нескольким причинам:
- Подчинённость всего обучения целям обучения устной речи. sluhcentr.ru Речевой материал, который давался в рамках метода, не отвечал потребностям общения и воспитательно-образовательным целям. sluhcentr.ru
- Формальный характер обучения. sluhcentr.ru Работа над каждым новым словом начиналась с артикуляции и представляла собой упражнения, не связанные с практической деятельностью детей. sluhcentr.ru
- Несвоевременность обучения. studfile.net Многие важные для умственного развития учащихся темы и области знания давались с запозданием. studfile.net Например, тема «Круговорот воды в природе» не могла изучаться, пока у детей не был отработан звук «ж». studfile.net
- Запрет на использование жестовой и дактильной речи. studfile.net Считалось, что жесты подавляют стремление глухого овладеть словом, а дактильная речь нарушает прямую ассоциацию «предмет — устное слово». studfile.net
Кроме того, Л. С. Выготский выступал противником чистого устного метода, считая, что обучение речи в этой системе становится самоцелью и не служит развитию глухого ребёнка. psyjournals.ru
В конце XX века чистый устный метод потерял свои приоритетные позиции из-за появления новых систем обучения глухих, таких как билингвизм и интегрированное обучение. studfile.net