Хоторнские эксперименты, проведённые в США с 1924 по 1932 год группой учёных во главе с Элтоном Мэйо, сыграли важную роль в развитии школы человеческих отношений. 14
Некоторые результаты экспериментов и их влияние на школу человеческих отношений:
- Доказательство важности социально-психологических факторов. 3 Эксперименты показали, что на производительность труда влияют не только организация рабочего места и материальное стимулирование, но и социальный и психологический климат в рабочей среде. 1
- Выявление роли неформальных отношений. 3 Выяснилось, что работники сильнее реагируют на мнение коллег по рабочей группе, чем на требования руководства. 1
- Определение ключевых принципов управления. 3 На основе исследований представители школы разработали новые принципы управления персоналом, среди которых — развитие двусторонней коммуникации, поощрение неформального общения и групповой сплочённости, делегирование полномочий и развитие самоуправления. 3
- Создание основ современной организационной психологии. 3 Исследования в Хоторне стали первыми, которые были сосредоточены на изучении трудовой жизни сотрудников. 1
В результате экспериментов возникла особая доктрина «человеческих отношений», которая превратилась в официальную программу управления и стала основой для управленческих концепций. 4