Школа человеческих отношений внесла значительный вклад в развитие управленческих практик, доказав важность социально-психологических факторов в организации. 1
Некоторые достижения школы:
- Доказательство влияния неформальных отношений на эффективность работы. 1 Например, Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо показал, что удовлетворённость работой зависит не только от заработной платы, но и от психологического климата в коллективе. 13
- Выявление роли социальных потребностей в трудовой мотивации. 1 Система мотивации работников стала включать в себя не только материальное вознаграждение и взыскания, но и моральные стимулы — похвалу, признание заслуг и другие. 3
- Разработка принципов гуманистического подхода к управлению. 1 Руководитель в концепции школы человеческих отношений выступает не столько как администратор, сколько как лидер и координатор. 1 Его главная задача — создать условия для самореализации работников и развития их потенциала. 1
- Создание основ современной организационной психологии. 1 Принципы школы человеческих отношений лежат в основе практики управления человеческими ресурсами в большинстве организаций мира. 3
Идеи школы человеческих отношений продолжают развиваться в современных концепциях управления персоналом, организационного поведения и лидерства. 1