Борис Михайлович Теплов (1896–1965) внёс значительный вклад в развитие музыкальной психологии, в частности:
- Ввёл понятие «музыкальность». 1 По мнению Теплова, это способность к дифференцированному слышанию музыки и сопереживание её содержанию. 1
- Предложил новую структуру музыкальных способностей. 12 В качестве обязательных компонентов он выделил ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. 12
- Описал феномен музыкальности. 12 По Теплову, это единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей. 12
- Выделил три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. 4
- Исследовал абсолютный слух. 5 На основе биографических данных известных композиторов, наблюдения за детьми и экспериментальных наработок Теплов выяснил, что услышать музыкальные тональности можно только на абсолютной высоте. 5
- Выяснил, что музыкальное обучение плодотворно, когда оно ориентировано на зону ближайшего развития (то есть, несколько превосходит возможности ученика). 1 Это положение стало позднее основным для школьной дидактики. 1
Основной труд Теплова в области музыкальной психологии — книга «Психология музыкальных способностей» (1947). 13