Некоторые особенности связной речи у детей с нарушениями интеллекта:
- Отсутствие полноты и развёрнутости в высказывании. naupri.ru Дети строят рассказ по типу ситуативной речи, фрагментарно излагают информацию, пропускают части рассказа, сокращают действующих лиц и места действия. naupri.ru
- Нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий. naupri.ru Излагаемая информация может быть хаотичной, дети неоднократно возвращаются к ранее сказанному. naupri.ru
- Искажение логической зависимости явлений. naupri.ru Неправильное установление связей между лицами, явлениями, предметами, нечёткое понимание контекстных связей, стереотипность концовки рассказа. naupri.ru
- Отсутствие или неправильное использование языковых средств связи. naupri.ru К ним относятся местоимения, наречия, межфразовые синонимы и другие. naupri.ru
- Обеднённость речи, её недостаточная выразительность. naupri.ru Редкое использование образных средств языка, слов, обозначающих качества предметов или действий, однообразие и примитивность синтаксических структур. naupri.ru
- Звуко-слоговые нарушения. www.maam.ru Чаще всего страдают сложные звуки — свистящие, сонорные и шипящие. www.maam.ru
- Бедность словарного запаса. www.maam.ru Он чаще наполнен простыми, бытовыми словами. www.maam.ru В речи часто употребляются существительные с конкретным значением, практически не используются обобщающие слова. www.maam.ru
- Недоразвитие грамматической стороны речи. www.maam.ru Выражается в неправильном употреблении падежных форм, предлогов, заменой полной формы слова на краткую. www.maam.ru В самостоятельных высказываниях наблюдаются пропуски главных членов предложения. www.maam.ru
В отличие от детей с нормальным развитием, дети с нарушениями интеллекта не могут овладеть навыками связного высказывания без специального обучения. naupri.ru