Некоторые особенности связной речи у детей с нарушениями интеллекта:
- Отсутствие полноты и развёрнутости в высказывании. 1 Дети строят рассказ по типу ситуативной речи, фрагментарно излагают информацию, пропускают части рассказа, сокращают действующих лиц и места действия. 1
- Нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий. 1 Излагаемая информация может быть хаотичной, дети неоднократно возвращаются к ранее сказанному. 1
- Искажение логической зависимости явлений. 1 Неправильное установление связей между лицами, явлениями, предметами, нечёткое понимание контекстных связей, стереотипность концовки рассказа. 1
- Отсутствие или неправильное использование языковых средств связи. 1 К ним относятся местоимения, наречия, межфразовые синонимы и другие. 1
- Обеднённость речи, её недостаточная выразительность. 1 Редкое использование образных средств языка, слов, обозначающих качества предметов или действий, однообразие и примитивность синтаксических структур. 1
- Звуко-слоговые нарушения. 2 Чаще всего страдают сложные звуки — свистящие, сонорные и шипящие. 2
- Бедность словарного запаса. 2 Он чаще наполнен простыми, бытовыми словами. 2 В речи часто употребляются существительные с конкретным значением, практически не используются обобщающие слова. 2
- Недоразвитие грамматической стороны речи. 2 Выражается в неправильном употреблении падежных форм, предлогов, заменой полной формы слова на краткую. 2 В самостоятельных высказываниях наблюдаются пропуски главных членов предложения. 2
В отличие от детей с нормальным развитием, дети с нарушениями интеллекта не могут овладеть навыками связного высказывания без специального обучения. 1