Роль специальной педагогики в социальной адаптации людей с ограниченными возможностями заключается в создании условий для их интеграции в общество и обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости в социальной жизни. 2
Некоторые задачи специальной педагогики в этом процессе:
- изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 2
- определение коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного человека с определённым нарушением; 2
- разработка и реализация образовательных коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ образования лиц с ограниченными возможностями; 2
- изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; 2
- разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; 2
- исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития; 2
- совместно с общей педагогикой разработка и реализация концепции интеграции в образовании и социокультурной сфере; 2
- осуществление психолого-педагогической подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. 2
Таким образом, специальная педагогика помогает людям с ограниченными возможностями освоить знания и навыки общественной жизни, выработать общепринятые стереотипы, нормы и правила поведения, а также ценностные ориентации, принятые в обществе. 1