Задачи обучения связной речи:
- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни; 2
- помочь ребёнку устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, грамотно высказывать свои мысли; 3
- развить образность и выразительность речи, обогатить художественно-речевой опыт детей. 1
Содержание обучения связной речи включает:
- В раннем возрасте (до трёх лет) — развитие понимания речи окружающих и использование активной речи как средства общения. 5 Ребёнок начинает улавливать сюжетные линии в сказках, историях, мультфильмах, устанавливает элементарные причинно-следственные связи, может самостоятельно рассказать историю из 2–4 фраз. 3
- В младшем дошкольном возрасте (три — пять лет) — развитие инициативной речи, желания ребёнка делиться впечатлениями, и диалогической формы речи. 4 Детей учат навыку пересказа, умению сопоставлять описательные рассказы, например, «моя любимая игрушка», «моя прогулка». 3
- В среднем дошкольном возрасте — совершенствование диалогической речи, развитие умения детей рассказывать: описывать предмет, картину (развитие монологической речи). 4
- В старшем дошкольном возрасте — совершенствование диалогической и монологической форм речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. 4
- В подготовительной группе — развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему). 4