Некоторые стратегии альтернативной коммуникации, которые могут быть полезны для умственно отсталых детей:
- Использование жестов. 4 Это делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или она неразборчива. 4 Большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого объекта, что облегчает запоминание и воспроизведение сказанного. 2
- Глобальное чтение. 1 Суть метода в том, что ребёнок учится узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. 1 Слова, которые предъявляются ребёнку, должны обозначать известные ему предметы, явления, действия. 1
- Система PECS. 1 Позволяет ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек, если у него есть собственное желание что-то получить или сделать. 1
- Программа «Макатон». 1 Языковая программа, в которой сочетаются звучащая речь, жесты и символы. 1
- Упражнения в игровой форме. 4 Развивающие и обучающие задания позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. 4 Например, работа с силуэтными и контурными картинками, выкладывание символа из геометрических фигур и счётных палочек, дидактические игры по принципу «Лото». 4
- Инсценировка сказок. 4 Дети показывают своих персонажей жестами и «озвучивают» их при помощи жестов (с подсказкой педагога). 4
Выбор конкретной стратегии альтернативной коммуникации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и должен проводиться под руководством специалиста.