Дедуктивный подход к обучению грамматике предполагает, что учитель объясняет правило, даёт примеры, а материал закрепляется с помощью упражнений. 4 Некоторые преимущества:
- экономия времени, так как правило объясняется сразу; 4
- чётко сформулированное правило не оставляет возможностей для неверного толкования грамматического явления; 3
- способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся; 15
- может быть использован при самостоятельной работе. 15
Некоторые недостатки:
- подробное объяснение материала увеличивает время говорения учителя, из-за чего ученикам может быть скучно; 4
- длинные объяснения порой менее эффективны, чем демонстрация и объяснение материала на конкретных примерах. 4
Индуктивный подход предполагает, что ученик самостоятельно выводит правило на основе примеров, которые даёт учитель. 24 Некоторые преимущества:
- активное вовлечение ученика в процесс обучения, что увеличивает мотивацию, интерес к материалу и повышает самооценку; 4
- материал лучше запоминается благодаря личной вовлечённости ученика; 4
- выведение правила студентами помогает развитию у них логики и умения анализировать и делать выводы. 3
Некоторые недостатки:
- должен быть пристальный контроль со стороны преподавателя, чтобы ученик не сделал неверных выводов; 4
- требует большой подготовки со стороны преподавателя; 4
- такой метод подходит не всем ученикам. 4
Практика показывает, что использование только дедуктивного или индуктивного подходов может быть малоэффективным. 2 Удачнее всего будет сочетание обоих методов в зависимости от конкретных ситуаций обучения. 3