Некоторые подходы к определению понятия «коммуникативные умения»:
- Поведенческий подход. 1 Н. Н. Яковлева под коммуникативными умениями понимает умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. 1 Такой подход узкий, так как в нём отсутствует упоминание коммуникативных знаний и действий. 1
- Широкий подход, учитывающий поведенческие аспекты коммуникации, предлагает А. В. Мудрик. 1 По его мнению, коммуникативные умения — это умения правильно выстраивать поведение с учётом понимания психологических особенностей индивида. 1
- Деятельностный подход. 15 В. Д. Ширшов отмечает, что коммуникативными умениями можно считать совокупность коммуникативных действий, в основе которых лежит готовность личности к общению и адекватное использование ею коммуникативных знаний с целью преобразования окружающей реальности. 1
- Личностный подход. 5 Коммуникативные умения в этом случае — это свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми. 5
- Способность к эффективному решению коммуникативных задач. 2 Л. А. Петровская определяет коммуникативные умения как способность ставить и успешно реализовывать на практике коммуникативные цели: верно оценивать ситуацию общения, учитывать мнение и желание партнёров по общению, определять и реализовывать наиболее оптимальные стратегии коммуникации, осмысливать и изменять в зависимости от ситуации собственное речевое поведение. 3
- Способность воспринимать и реагировать на мысли и речь окружающих. 3 С позиции Н. В. Ивановой, коммуникативные умения направлены на активное выражение мыслей в результате взаимодействия и общения между людьми. 3
- Способность ориентироваться в коммуникационных процессах, понимать обращённую речь и адекватно реагировать на неё. 3 С точки зрения Н. В. Клюевой, основу коммуникативных умений составляют перечисленные способности. 3
Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. 1 При этом большинство из подходов к интерпретации данного понятия не противоречат, а дополняют друг друга. 1