Некоторые методы стимулирования и мотивации поведения, которые используются в современном образовании:
- Эмоциональные методы. 1 Поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания. 1
- Познавательные методы. 1 Опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака». 1
- Волевые методы. 1 Предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности. 1
- Социальные методы. 1 Развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование. 1
- Метод поощрения. 4 Основан на одобрении, положительной оценке, благодарности, награждении учащихся за заслуги в определённой работе, достижение успехов в обучении, решение поставленных учебно-воспитательных задач. 4
- Метод наказания. 4 Ориентирован на устранение, профилактику неверного поведения и деятельности. 4 Может быть реализован различными способами: выражением недовольства, неодобрением, чтением нотаций, вынесением предупреждения, ограничением прав, отстранением от занятий, исключением из учебного заведения, выполнением дополнительных обязанностей. 4
- Метод соревнования. 4 Соперничество помогает развить навыки и овладеть знаниями в конкретной области. 4
- Субъективно-прагматический метод. 4 Базируется на формировании таких условий в педагогическом процессе, при которых учащимся выгодно принимать участие в процессе познания, достигать в нём высот, развиваться и совершенствоваться. 4