При обучении детей с умственной отсталостью для социальной адаптации применяют разные методы, среди них:
- Словесные. 1 К ним относятся объяснение, инструкция, рассказ, беседа. 1
- Наглядные. 13 Используют демонстрацию изучаемых объектов, организацию наблюдения, показ видеофильмов. 1 В качестве наглядности применяют натуральные предметы, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения и другие материалы. 3
- Практические. 1 К ним относятся дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий. 1
- Экскурсии. 14 Детей выводят за пределы школы в учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин. 24
- Обучение обслуживающему труду. 24 На таких занятиях формируют у детей положительное отношение к бытовому труду, прививают навыки культуры поведения, воспитывают уважение к труду взрослых. 24
- Социально-средовая адаптация. 2 Детей учат ориентироваться и адекватно вести себя в различных социумах: в магазинах, на почте, в транспорте, в поликлинике. 24
- Социально-психологическая адаптация. 2 Подразумевает развитие всех психических процессов, личности, формирование и развитие межличностных отношений, совершенствование коммуникативных навыков. 2
- Социально-культурная адаптация. 2 В рамках этого направления проводят фольклорные и спортивные праздники, вечера отдыха. 2
При выборе методов учитывают принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели и задачи социально-бытовой подготовки, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых воспитанников. 3