Нет однозначного мнения о том, какие методы самоконтроля наиболее эффективны для учащихся старших классов. Несколько приёмов, которые могут использоваться для развития самоконтроля и самооценки:
- Словесные приёмы. 34 В конце уроков можно задавать вопросы, например: «Что ты узнал на уроке? Чему научился? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными?». 34
- «Лесенка успеха». 3 Этот приём помогает ученикам оценить своё внутреннее состояние и самочувствие по отношению к выполняемым на уроке заданиям. 3
- Сверка с написанным образцом, проверка по инструкции, взаимопроверка с товарищем, коллективное выполнение задания и коллективная проверка. 3
- Тесты и анализ текста. 34 Тесты — удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. 3 Они экономят время и позволяют объективно оценить знания. 3
- Кластеры. 2 Этот приём помогает ученикам оценить уровень и полноту своих знаний по теме. 2
Также для учащихся старших классов может быть полезен предварительный самоконтроль, с помощью которого они пытаются уяснить цель предстоящей деятельности, намечают план действий, осуществляют корректировку планируемых результатов. 5