Для обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи используют различные методы, среди них:
- Игровые приёмы и дидактические игры. 1 Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, обучение в игре идёт быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приёмов. 1 Например, игра-сказка «Теремок», где вместо сказочных персонажей — звуки или буквы, из которых нужно составить и проанализировать слово. 1
- Схематизация и моделирование. 2 Схемы помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. 2 Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, речемыслительную деятельность ребёнка. 2
- Информационно-коммуникативные технологии. 2 Используются на различных этапах подготовки к обучению грамоте: звукового анализа и синтеза, на этапе знакомства с буквой, чтении. 2
- Предметная или предметно-схематическая модель буквы. 2 Ребёнок сам изготавливает букву: лепит из пластилина, выкладывает из различных круп, выщипывает из газет и бумаги. 2 Такой приём способствует лучшему запоминанию графического образа буквы, а также развивает мелкую моторику пальцев рук. 2
- Заместители. 3 В качестве вспомогательного средства используют мелкие фишки, полоски бумаги, которые наглядно изображают отдельные части слов. 3 С помощью такого дидактического материала дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и доступным. 3