Для выявления и развития одарённых детей в современной России используются различные методы и программы, среди них:
Методы:
- Психодиагностические обследования. 3 Проходят во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет. 3
- Создание школьного портфолио. 3 Включает в себя визитную карточку, карту интересов ребёнка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы. 3
- Использование современных средств информации. 3 К ним относятся медиатека, интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии. 3
- Применение современных технологий. 3 Используются игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие технологии. 3
Программы:
- Создание образовательной среды. 3 Организуются курсы углублённого изучения предметов, кружки интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летний лагерь. 3
- Создание условий для участия. 3 Одарённые дети могут участвовать в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня. 3
- Создание системы психологического сопровождения. 3
- Информационное направление. 3 Привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления и средств массовой информации к проблемам одарённых детей. 3
Выявление одарённых детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. 1