Некоторые методы и приёмы, которые эффективны для активизации деятельности учащихся с ОВЗ:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. 13 Дети выполняют задание и оценивают его правильность. 1 Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. 1
- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. 13 Детям нравится соревновательный момент в ходе выполнения этого вида задания, так как, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос или выполнить предложенное задание лучше других. 1
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 14 Этот приём можно использовать в конце изучения темы — для закрепления, подведения итогов, или в ходе изучения материала — для оказания помощи при выполнении заданий. 1
- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 12
- Активные методы рефлексии. 13 Например, приём с различными цветовыми изображениями: у учащихся две карточки разного цвета, они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. 1
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. 2 Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а также для переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия. 2
Выбор методов и приёмов зависит от конкретной ситуации и возможностей учащихся.