Некоторые методы формирования выборки в исследованиях рынка:
Вероятностные методы: 4
- Простой случайный отбор. 4 Генеральная совокупность не расчленяется на группы, каждый её элемент имеет равные шансы попасть в выборку. 4 Для организации случайных выборок используют таблицу случайных чисел или простую жеребьёвку. 4
- Систематический (механический) отбор. 14 Наблюдению подвергаются единицы, которые находятся на равном расстоянии в определённой последовательности расположения единиц генеральной совокупности. 4 При этом устанавливают шаг и начало отсчёта. 4
- Стратификационная (типическая) выборка. 4 Генеральная совокупность по какому-либо признаку разбивается на 2 и более подгруппы, затем определяют число единиц в каждой группе, подлежащих наблюдению. 4
- Кластерная (серийная) выборка. 4 Группы единиц отбирают в случайном порядке и подвергают сплошному обследованию. 4 Чаще всего такую методику применяют, когда генеральная совокупность состоит из обособленных групп единиц. 4
Невероятностные методы: 4
- Стихийный отбор. 1 В выборку включают любых респондентов, ответивших на опрос. 1 Например, к стихийным выборкам относят размещение анкеты в социальных сетях. 1
- Квотированный отбор. 1 Определяют доли определённых групп респондентов в выборке. 1 Как правило, количество респондентов в группах пропорционально доле каждой группы в генеральной совокупности. 1
- Метод снежного кома. 13 У каждого респондента исследователь просит контакты его знакомых, входящих в целевую аудиторию опроса. 1 Таким образом, сами респонденты участвуют в формировании выборки. 1
- Отбор типичных случаев. 1 Выборка формируется на основе субъективных представлений исследователя о типичном представителе целевой аудитории. 1 Перед проведением исследования определяют портрет типичного потребителя и отбирают респондентов, соответствующих характеристикам этого портрета. 1
На практике нередко используют сразу несколько методов формирования выборки. 4 Выбор метода зависит от целей исследования и личных предпочтений исследователя. 3