Некоторые методики, которые используются для выявления и диагностики одарённых детей:
- Стандартизированные методы измерения интеллекта. 2 К ним относятся, например, шкала интеллекта Станфорд–Бине, Векслеровская шкала интеллекта, шкала детских способностей Маккарти. 2
- Тесты для оценки академической одарённости. 2 К ним относятся общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике, Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки, Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребёнка в математике, естествознании, в понимании устной речи, Калифорнийский тест достижений. 2
- Тесты для выявления творческой одарённости. 2 К ним относятся тесты креативности для детей, разработанные Дж. Гилфордом и его сотрудниками, тест Торранса на образное творческое мышление, тест креативного потенциала Р. Хорнера и Ю. Хеменвей. 2
- Методика «Карта одарённости», разработанная А. И. Савенковым. 35 Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. 5
- Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. 5 Он включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. 5