Некоторые ключевые различия между теориями мотивации Z и Y:
Теория Z основана на опыте японского менеджмента и предполагает создание атмосферы коллективизма и доверия между служащими и руководством. 3 Некоторые положения теории Z:
- Мотивы людей сочетают в себе биологические и социальные потребности. 1
- Люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения. 1
- Должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда. 1
- Предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе чётких методов и критериев оценки. 1
- Должна существовать в организации ротация персонала с постоянным самообразованием. 1
- Предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определённого возраста. 1
- Администрация постоянно проявляет заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наём. 1
Теория Y описывает демократичный тип руководства, при котором руководство должно принимать во внимание как нужды компании в целом, так и потребности её сотрудников. 2 Некоторые положения теории Y:
- Все люди имеют потребность в самореализации, использовании своих умственных и физических способностей в деятельности. 3
- Контроль и наказание не являются единственными средствами мотивации, сотрудникам присущи также самоконтроль и саморуководство. 3
- Не только материальная мотивация, но и цели деятельности, содержание труда и личный интерес мобилизуют работу сотрудников. 3
Таким образом, теория Z делает акцент на командности и долгосрочном сотрудничестве, в то время как теория Y фокусируется на самореализации и демократичном управлении, где важны как нужды компании, так и потребности сотрудников.