Некоторые ключевые различия между теориями мотивации Z и Y:
Теория Z основана на опыте японского менеджмента и предполагает создание атмосферы коллективизма и доверия между служащими и руководством. mtrening.com Некоторые положения теории Z:
- Мотивы людей сочетают в себе биологические и социальные потребности. intuit.ru
- Люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения. intuit.ru
- Должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда. intuit.ru
- Предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе чётких методов и критериев оценки. intuit.ru
- Должна существовать в организации ротация персонала с постоянным самообразованием. intuit.ru
- Предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определённого возраста. intuit.ru
- Администрация постоянно проявляет заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наём. intuit.ru
Теория Y описывает демократичный тип руководства, при котором руководство должно принимать во внимание как нужды компании в целом, так и потребности её сотрудников. novaum.ru Некоторые положения теории Y:
- Все люди имеют потребность в самореализации, использовании своих умственных и физических способностей в деятельности. mtrening.com
- Контроль и наказание не являются единственными средствами мотивации, сотрудникам присущи также самоконтроль и саморуководство. mtrening.com
- Не только материальная мотивация, но и цели деятельности, содержание труда и личный интерес мобилизуют работу сотрудников. mtrening.com
Таким образом, теория Z делает акцент на командности и долгосрочном сотрудничестве, в то время как теория Y фокусируется на самореализации и демократичном управлении, где важны как нужды компании, так и потребности сотрудников.