Для развития памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) могут быть эффективны следующие игры и упражнения:
- Игра «10 картинок». 2 Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы. 2
- Упражнение «Что изменилось?». 2 Ребёнку даётся инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». 2 Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. 2 Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. 2 Ребёнок должен вспомнить и назвать, чем отличаются картинки. 2
- Игра «Я — фотоаппарат». 23 Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.. 2 Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. 2 Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. 2
- Игра «Называй — не зевай». 3 Дети сидят полукругом. 3 Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет любой фрукт. 3 Ребёнок ловит мяч и произносит свой фрукт, затем передаёт мяч соседу. 3 Воспитатель следит за тем, чтобы слова не повторялись. 3
- Игра «Мяч-соединитель». 3 Ведущий бросает мяч одному из детей и произносит при этом слова, несвязанные между собой. 3 Ребёнок ловит мяч и называет предложение из перечисленных слов и возвращает мяч ведущему. 3
- Упражнение «Пиктограмма». 3 Ребёнку читают текст, обсуждают незнакомые слова. 3 Затем предлагают нарисовать слова для лучшего пересказа текста. 3 После этого просят ребёнка воспроизвести рассказ по иллюстрации. 3
- Упражнение «Придумай, как запомнить слова». 3 Ребёнку объясняют, что похожие слова можно объединять в одну группу, похожие по общему смыслу. 3 Затем просят ребёнка назвать слова, которые относятся к одной смысловой группе. 3
При выборе игр и упражнений для развития памяти у детей с ТНР важно учитывать их интересы, потребности и эмоциональное состояние. 1