Некоторые факторы, влияющие на различия в уровне грамотности между развитыми и развивающимися странами:
- Доступность образования. 1 В бедных районах образование часто менее доступно. 2 Даже при наличии образования семья, испытывающая трудности, может нуждаться в том, чтобы её дети работали и зарабатывали деньги вместо того, чтобы ходить в школу. 2
- Экономическое состояние. 1 Бедность и неграмотность, как правило, идут рука об руку. 2
- Культурные особенности. 1 Например, в менее развитых странах существует гендерный разрыв в грамотности, где от женщин часто ожидают, что они будут оставаться дома и заботиться о доме и детях, в то время как мужчины уходят на работу. 2
- Географические условия. 4 Внешний вид поверхности, климат, характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны создаёт условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности. 4
- Политический строй и экономический уклад. 4 Например, общественный строй может оказывать отрицательное влияние на развитие грамотности, но оно может уравновешиваться другими факторами, действующими в противоположную сторону. 4
Прямые сравнения уровня грамотности между странами, как правило, неточны. 2 Это связано с тем, что многие страны не сообщают о своей грамотности каждый год, и многие страны имеют несовпадающие определения того, что квалифицируется как грамотность. 2