Вербальные и невербальные средства коммуникации влияют на эффективность урока по-разному.
Вербальные средства (речь преподавателя) — это основное средство обучения. 1 Слово должно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение, создавать потребности поисковой деятельности. 1 Звучный и выразительный голос способен с первых минут завоевать внимание учеников, вызвать их доверие и симпатию. 2
Невербальные средства (жесты, мимика, интонация, поза, взгляд, манера слушать) — это дополнение речевой коммуникации. 1 Они усиливают речевое влияние на аудиторию, помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым. 1 Некоторые из невербальных средств и их влияние на эффективность урока:
Таким образом, вербальные средства обеспечивают передачу информации, а невербальные — дополняют её, влияют на эмоциональную атмосферу урока и регулируют взаимоотношения между педагогом и учащимися. 13