Для обучения детей с нарушениями развития ориентированию в городской среде можно использовать следующие методы:
- Индивидуальный подход. 1 Необходимо учитывать характер дефекта, особенности личности и уровень подготовленности ребёнка. 1
- Использование наглядных и технических средств. 1 Это могут быть рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц. 1
- Применение игр и упражнений. 24 Можно использовать задания, в которых нужно ориентироваться по различным предметам и объектам, расположенным в пространстве (двор, улица). 2 Например, «Дойди до скамейки, домика, горки, качелей, лесенки. Скажи, в каком направлении надо идти». 2
- Использование слуховых и обонятельных ориентиров. 12 Можно обращать внимание ребёнка на запахи, свойственные некоторым магазинам и учреждениям (аптека, парикмахерская, булочная и т. д.). 2
- Обучение определению удалённости предметов. 4 Можно использовать игры и упражнения, например, «Посмотри внимательно и найди предметы круглой формы (квадратной, треугольной), красного, жёлтого цвета», «Найди такую же», «Что далеко, а что близко на улице» и другие. 4
- Обучение использованию оптических средств. 1 Для детей с остаточным зрением можно проводить занятия по использованию луп, биноклей и моноклей. 1
Также важно научить ребёнка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их указания. 2
Обучение ориентированию в пространстве — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов настойчивости и терпения. 34