В теории познания И. Канта соотношение между феноменальным и ноуменальным миром объясняется через идею о том, что человек одновременно существует в двух мирах. 1
Феноменальный мир (мир вещей) — это мир природной причинности, где человек подчиняется законам природы. 2 Это мир явлений, где всё уже определено характером личности, и человек действует согласно своим склонностям, симпатиям и эмоциям. 1
Ноуменальный мир (мир умопостижения) — это мир свободной причинности, где человек при помощи интуиции и сверхчувственности включается в размышление о сущности жизни. 2 Этот мир «вещей в себе» существует объективно, вне и независимо от сознания человека. 3 События и изменения в нём не подвластны ни человеческим импульсам, ни случайным обстоятельствам. 1
Кант полагал, что независимо от людей и обстоятельств вещи по умолчанию являются ноуменами. 1 Они остаются непознанными и неизменными, так как в процессе познания человеком он обращается к феноменам. 1 Таким образом, человек никогда не узнает, каким на самом деле является ноуменальный мир, ведь кроме чувственного восприятия на результате познания накладывает отпечаток предшествующее знание, а также уже приобретённые и закрепившиеся в сознании установки. 1