Современная система образования влияет на формирование гражданской позиции следующим образом:
- На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. 2 Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, формируется умение разрешать конфликтные ситуации через диалог. 2
- На второй ступени (основная школа) продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. 15 На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и формирование ответственности перед обществом. 1
- На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. 2 Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. 2
Также формированию гражданской позиции способствует внеурочная деятельность. 2 Всероссийские олимпиады, краеведческие музеи, интеллектуальные конкурсы воспитывают такие качества как духовность, бережное отношение к традициям, к культуре и истории своего народа, общественную активность. 2
Большое значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. 2 Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских. 2