Чтобы составить схему предложения в 5 классе, можно следовать такому плану:
- Внимательно прочитайте предложение. 2 Определите, какое оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или не восклицательное). 2
- Определите грамматические основы. 2 Какими частями речи они выражены? 2 После этого будет несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное. 2
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых. 2 Обозначьте их вертикальными чертами. 2
- Подчеркните дополнительные члены предложения. 2 Прерывистой линией — дополнение, волнистой — определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» — обстоятельство и деепричастный оборот. 2
- Если предложение сложное с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы. 2 Сочинительные они или подчинительные. 2
- Начертите линейную графическую схему. 2 На неё перенесите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. 2 В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова. 2
Примеры схем для разных типов предложений:
- Предложения с прямой речью. 35 В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. 3 Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова — буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). 3
- Простые и сложные предложения. 3 Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые — для выделения придаточных. 3 В каждой из частей определёнными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). 3