Обучение слепоглухонемых людей общению, в том числе жестовому языку и шрифту Брайля, проходит в несколько этапов: 1
- Установление связи между действием или предметом и его жестовым обозначением. 1 Педагог даёт ученику поручение в жестовой форме и выполняет его вместе с ребёнком. 1 После нескольких повторений ученик переходит к выполнению тех же поручений, но уже без участия педагога. 1
- Введение письменных обозначений дактильных знаков. 1 Это таблички с написанными на них словами по Брайлю (для незрячих) или крупным плоскопечатным шрифтом (для детей с остаточным зрением). 1 Это позволяет повторно воспринимать предъявленное слово и тем самым создаёт условия для его лучшего запоминания. 1
- Упражнения на соотнесение письменного знака с дактильным. 1 Детей учат прочитывать то или иное слово. 1
Также для общения слепоглухих людей может использоваться письмо на ладони или другие формы письма — на руке от локтевого сгиба до запястья, на груди, на лбу. 4