Для организации сопровождения одарённых детей в образовательных учреждениях рекомендуется следующее:
- Диагностический этап. 2 Его цель — идентификация одарённых детей и изучение их индивидуальных особенностей. 2 Для этого используются наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. 2
- Информационный этап. 2 Его задача — повысить психологическую компетентность участников педагогического процесса. 2 Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями, психолого-педагогические семинары, тематические родительские собрания. 2
- Развивающий этап. 2 Его цель — гармоничное развитие одарённых детей. 2 На этом этапе организуются индивидуальные и групповые занятия по адаптации ребёнка в группе сверстников, создаётся развивающая среда для таких детей. 2 Например, проводятся занятия по развитию творческого мышления, тренинговые занятия, совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создаётся портфолио с целью формирования мотивации достижения, организуется проектная деятельность учащихся. 2
- Аналитический этап. 2 Его задача — мониторинг эффективности работы с одарёнными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. 2
Сопровождение одарённых детей может осуществляться на четырёх уровнях: 3
- Индивидуальный. 3 Индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия). 3
- Групповой. 3 Психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одарённых школьников (групповые консультации, тренинги). 3
- Уровень класса. 3 Деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками. 3
- Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры). 3
Организация сопровождения одарённых детей подразумевает участие и тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. 5