Развитие сурдопедагогики в России складывалось на основе опыта воспитания глухих в системе общественного призрения. 1 Некоторые этапы развития:
- XV–XVII века: законодательные акты определяли юридические права глухих, их гражданское и имущественное положение было практически уравнено с обычными людьми. 1
- XVIII век: Российская академия наук внесла значительный вклад в разработку проблем сурдопедагогики, на её публичных чтениях обсуждались вопросы использования сохранных анализаторов для возмещения нарушения слуха. 1 В конце XVIII века начал издаваться журнал «Экономический магазин», в котором помещались краткие популярные статьи о глухоте, её причинах и средствах преодоления. 1
- Начало XIX века: в 1806 году в городе Павловске под Санкт-Петербургом открылась первая специальная школа для обучения глухих детей. 7 В ней учились только представители высших сословий, имеющие нарушения слуха. 7
- К началу XX века: была создана русская система обучения детей с нарушениями слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого. 1 Содержание обучения глухих сближалось с обучением слышащих: уделялось внимание физическому, умственному, нравственному и трудовому воспитанию. 1
- 1920–1930-е годы: постановлением правительства были определены типы учебных учреждений для детей с недостатками слуха, расширена сеть этих учреждений, введено всеобщее начальное образование глухих, созданы единые программы для специальной школы глухих. 1
- 1930-е годы: Е. Ф. Рау организовала первое учреждение для воспитания детей с нарушениями слуха и речи и начала разработку научно-теоретических основ дошкольного обучения и воспитания. 1
- 1938 год: на Всероссийском совещании по вопросам обучения и воспитания глухих детей система чистого устного метода была подвергнута критике и утверждена новая программа школы глухих, предусматривавшая расширение общеобразовательных знаний. 1
Развитие сурдопедагогики за рубежом также имело свои особенности:
- В XVII–XVIII веках: в деятельности педагогов, работающих с глухими, прослеживаются прогрессивные общепедагогические идеи: гуманизация образования, развитие индивидуальных возможностей ребёнка, включение в обучение детей из разных социальных слоёв. 9
- Во второй половине XVIII века: во Франции, Германии, Англии, Австрии появились специальные училища для глухих. 10 Это положило начало второму периоду в развитии сурдопедагогики — периоду формирования педагогических систем и обучения глухих в условиях коллективных занятий в классе. 10
- В конце XIX — начале XX века: сурдопедагоги Европы и Америки пытались усовершенствовать и преодолеть формализм чистого устного метода, ставившего главной целью обучение устной (звуковой) речи, а не усвоение глухими детьми общеобразовательных знаний. 2
- В XX веке: в сурдопедагогике произошли значительные изменения, связанные с развитием технологий и медицинских знаний. 5 Появились кохлеарные имплантаты, что позволило многим людям с тяжёлыми нарушениями слуха восстановить слух и начать общаться наравне со слышащими людьми. 5