Развитие системы образования для одарённых учеников в разных странах имело свои особенности:
- В Японии особое внимание уделяется образованию вне школы. 1 Например, в репетиторских школах «Дзюку» одарённые дети изучают более сложный материал для подготовки к поступлению в элитные университеты, а отстающие пытаются усвоить обычную школьную программу. 1 Также в Японии создана первая и единственная академия для одарённых детей (TokyoChildren’sAcademy). 1
- В Англии в рамках государственной программы создан специальный образовательный сайт для одарённых детей. 2 Он предназначен для углублённого изучения различных дисциплин в индивидуальном темпе и с возможностью обратной связи от специалистов высокого уровня. 2
- В США главным отличием образовательной системы в сфере работы с одарёнными детьми считается система дифференцированного обучения. 29 В её основе лежит успеваемость, общие способности ребёнка, а также способности к отдельным дисциплинам. 2 В обычных общеобразовательных школах детей с самого начала делят на сильные и слабые потоки, а также на группы в зависимости от склонностей к тем или иным предметам. 2
- В странах Европы в ряде государств в официальных документах не выделяется категория одарённых учащихся как требующая особого внимания и специальных форм обучения. 3 В таких странах специальные школы и/или учебные программы для одарённых учащихся существуют как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одарённости при отдельных университетах. 3
Например, в Норвегии ученики с 2008 года имеют возможность развивать индивидуальные способности (в математике, иностранных языках, естественных науках и социальных исследованиях), самостоятельно выбирая 25% содержания своего учебного плана. 4