Речь у глухих детей развивается с некоторыми особенностями, среди которых:
- Замедление темпа формирования речи в первые три года жизни. 5
- Недоразвитие фонетической стороны речи: смазанность произношения, смешение звонких и глухих звуков. 5
- «Татирование» (замена ряда звуков речи на звук «т»), нечёткость произношения и опускание безударных окончаний и начала слов. 5
- Бедность лексикона. 5
- Широкое использование обиходных выражений и штампов. 5
- Повышенное внимание к невербальным характеристикам поведения окружающих, нередко собственная речь подменяется жестами, мимикой. 5
Глухие дети могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. 2 Основной способ восприятия устной речи — слухо-зрительный: ребёнок видит лицо и губы говорящего и слышит его с помощью слухового аппарата. 4
Мышление у глухих детей также имеет некоторые особенности:
- Длительное время дети остаются на стадии наглядно-образного мышления, мыслят не словами, а образами, картинами. 5
- В формировании словесно-логического мышления глухой ребёнок резко отстаёт от слышащего сверстника. 5
- Только в старшем школьном возрасте у глухих детей начинает формироваться абстрактно-понятийное мышление. 5
- К моменту окончания школы у глухих недостаточно сформированы приёмы построения логических заключений. 5
При этом у глухих детей есть значительные индивидуальные различия в развитии мышления. 5 Чем раньше начинается специальное обучение, тем меньше отличий отмечается в познавательной деятельности. 4