Развитие цветового восприятия у младших школьников происходит в несколько этапов: 2
- Усвоение наиболее часто встречающихся цветов. 2 В первую очередь усваиваются красный, зелёный, жёлтый, синий и другие цвета. 2 Такие названия, как серый, голубой, розовый, усваиваются позже, как правило, при более пристальном к ним внимании. 2 Возникают первые цветовые предпочтения. 2
- Понимание того, что цвет предмета зависит от условий. 2 Например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду. 2
- Понимание взаимосвязи цвета и характера изображаемого. 2 Цвет выступает в качестве средства художественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. 2
Для развития цветового восприятия у младших школьников используются различные методы и приёмы: 1
- Тактильные ощущения цвета. 1 Дети работают в различных техниках, учатся соотносить цвет и звук, цвет и движение, наблюдают за изменениями цвета в природе. 1
- Изучение основ цветоведения. 1 Дети изучают понятия «контраст», «нюанс», «ритм», «цветовая доминанта». 1
- Знакомство с характером цвета. 1 Дети знакомятся с символикой цвета, ролью цвета в произведениях изобразительного искусства, получают представление о связях цвета и вкуса, запаха, формы. 1
- Показ живописных произведений. 3 Для лучшего понимания законов цветоведения целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. 3
Также развитию чувства цвета помогают уроки живописи. 3 Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — всё это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. 3