В средствах массовой информации используются различные стили речи, в частности публицистический. 25 Он применяется для освещения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, формирования общественного мнения. 2
Некоторые особенности публицистического стиля в СМИ:
- Понятность текста для массовой аудитории. 2 Это достигается за счёт преобладания общеупотребительной лексики и отказа от узкоспециальной терминологии. 2
- Актуальность текста. 2 Публицистический текст привязан к конкретной ситуации и быстро устаревает, с этим связано использование новой заимствованной лексики. 2
- Объективность изложения информации. 2 Проявляется в широком включении в текст реальных имён, названий, цифр, цитат, высказываний конкретных людей, ссылок на документы и другие авторитетные источники. 2
- Стремление автора выразить личное отношение к предмету речи. 2 Это достигается за счёт активного употребления оценочной лексики, ведения речи от первого лица единственного числа (с местоимением «я»). 2
- Призывность, агитационность. 2 Может проявляться в использовании фраз-обращений к публике, глаголов в повелительном наклонении. 2
- Выразительность и эмоциональность изложения. 2 Достигается за счёт разнообразных средств: сниженной разговорной и жаргонной лексики, художественных средств выразительности, фразеологизмов, прецедентных текстов, неологизмов и пр.. 2
- Лаконичность и сжатость изложения. 2 Тексты обычно невелики по объёму, в них нередко используются сокращённые обозначения и аббревиатуры. 2
Кроме того, в медиатекстах могут появляться слова, выражения и конструкции, присущие разговорной и профессиональной речи, жаргонам и диалектам. 4