Формирование коммуникативных навыков у ребёнка с дислалией происходит в процессе логопедических занятий. 1 Они создают благоприятную среду для развития всех компонентов коммуникативной компетенции: навыков адекватного речевого поведения, умения строить диалог, использовать различные коммуникативные стратегии. 1
Процесс включает несколько этапов: 35
- Развитие фонематического восприятия и навыков аудирования. 1 Используют комплекс упражнений и игр, которые помогают различать фонемы, проводить фонематический анализ и синтез, развивать слуховое внимание и память. 1 Формируют такие коммуникативные умения, как выполнение инструкций, восприятие информации на слух, умение слушать и передавать различные эмоции при помощи голоса. 1
- Формирование лексико-грамматических средств коммуникации. 1 Направлено на расширение словарного запаса, освоение грамматических категорий и синтаксических конструкций. 1 Дети отрабатывают определённые лексические темы и учатся использовать новую лексику в собственной речи. 1 Также формируют умение строить предложения, разные по цели высказывания (вопрос, утверждение, восклицание), и воспроизводить их с разной интонацией и эмоциями. 1
- Практическое применение коммуникативных умений. 1 Проводится в разнообразных контекстах: ролевые игры, использование невербальных средств коммуникации, реагирование на различные социальные ситуации, инсценировки, дискуссии, коммуникативные задачи. 1
Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, регулярностью занятий, участием родителей. 4