Процессуальные теории мотивации объясняют поведение сотрудников в организации тем, что оно является функцией восприятия и ожиданий личности, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения. 3
Некоторые аспекты такого объяснения:
- Теория ожиданий В. Врума. 4 Человек направляет свои усилия на достижение определённой цели только в том случае, когда он уверен в высокой вероятности удовлетворения своих потребностей. 3
- Теория справедливости. 3 Если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. 3 Если же сотрудник посчитает, что его труд переоценён, то он, скорее всего, объём затрачиваемых усилий сохранит или увеличит его. 3
- Модель Портера-Лоулера. 24 Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. 2 Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. 2