Для выявления одарённых детей в процессе обучения и внеклассной деятельности педагоги могут использовать комплексный подход. 13 Некоторые методы:
- Наблюдение. 13 Важно следить за поведением школьников во время учебной деятельности. 2 Одарённые дети часто демонстрируют интерес к определённым областям наук, быстро схватывают информацию и значительно опережают одноклассников. 2
- Индивидуализация заданий. 2 Для тех, кто справился с базовым блоком задач, можно прописывать задания повышенной сложности. 2 Одарённые дети, выполнившие общеобразовательную норму, не будут скучать и получат за это дополнительную оценку. 2
- Экспертная оценка. 13 Можно привлекать специалистов для оценивания продуктов деятельности детей (рисунков, технических моделей, способов решения математических задач и др.). 3
- Организация различных мероприятий. 13 Это могут быть интеллектуальные и предметные олимпиады, конференции, спортивные соревнования, творческие конкурсы, фестивали, смотры. 13
- Использование проектных технологий. 1 Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. 1
- Создание ситуации успеха. 4 Для этого можно создавать творческую атмосферу, организовывать самостоятельный поиск решения поставленной задачи, коллективное обсуждение темы, хода творческого процесса и т. д.. 4
Также об одарённости ребёнка можно судить не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. 5