Для ознакомления глубоко умственно отсталого первоклассника с речевым аппаратом можно предпринять следующие шаги:
- Организовать беседы на основе экскурсий, наблюдений, практических работ, рассматривания картин, просмотра диафильмов. 1 Это поможет сформировать диалогическую речь и умение отвечать, спрашивать, выслушивать разъяснения, указания, советы учителя и выполнять их. 1
- Использовать логоритмические и фоноритмические упражнения. 2 Они способствуют развитию общих движений, памяти, внимания, чувства ритма, мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса. 2
- Проводить артикуляционную гимнастику. 34 С её помощью вырабатываются движения органов артикуляции (языка, губ, голосовых связок), которые необходимы при произношении звуков. 3
- Разучивать стихотворения, скороговорки, загадки. 3 В них наиболее часто встречается тот или иной звук, что поможет уточнить произношение. 13
- Учить различать звуки окружающей действительности. 3 Например, стук, звон, жужжание, крик, гудки. 3
Работу по коррекции и формированию правильного звукопроизношения проводит логопед. 4 Учитель на уроке исправляет, уточняет произнесение слогов, слов школьниками, добивается правильного звукового оформления лексических единиц, используемых ими в устной речи на уроках. 4