Особенности мышления младших школьников влияют на учебную деятельность следующим образом:
- Преобладание наглядно-образного мышления в первых классах. 3 Ученики легко решают учебные задачи, в которых можно применять практические действия с предметами либо находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии. 3 По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. 4
- Формирование теоретических понятий. 14 Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. 14
- Развитие способности рассуждать, сравнивать, обобщать и конкретизировать. 2 Младшим школьникам становятся доступны более сложные познавательные задачи, у них развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения. 2
- Появление рефлексии. 4 Осознание детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи регулирует процесс поиска решения задачи, стимулирует выдвижение и смену гипотез, обеспечивает правильность их оценки. 4
- Развитие таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, критичность и другие. 2 Самостоятельность мышления характеризуется умением выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. 4
Таким образом, особенности мышления младших школьников способствуют развитию их интеллектуальных способностей, что влияет на успешность в учёбе. 3