При организации профессионального обучения людей с умственной отсталостью рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- Разработка адаптированной образовательной программы. 1 Она может быть разработана как для учебной группы, так и индивидуально для конкретного обучающегося. 1 При этом необходимо учитывать степень и особенности психофизических нарушений, формировать группы отдельно для лиц с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости. 1
- Создание специальных условий обучения. 3 Они могут быть созданы образовательной организацией самостоятельно или с использованием ресурсов других организаций через сетевую форму реализации образовательных программ. 23
- Использование различных форм обучения. 2 Можно применять дистанционные технологии и электронное обучение. 2
- Учёт индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. 2 Необходимо учитывать темп, продуктивность, работоспособность, истощаемость, объём предполагаемых заданий. 2
- Дозирование нагрузок. 2 Следует использовать чередование видов деятельности, короткие чётко сформулированные задания, текстовую информацию, представленную в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях. 2
- Использование наглядных опор. 12 Можно применять схемы и таблицы, приближённые к жизни, реалистичные иллюстрации, технологические карты. 12
- Применение различных методов обучения. 2 Можно использовать словесный метод (рассказ, беседа, объяснение), наглядный метод (показ, иллюстрация, наблюдение), практический метод (выполнение упражнений, заданий, формирующих профессиональные умения и навыки). 2
- Проведение квалификационного экзамена. 1 При этом необходимо учитывать специфику психофизического состояния обучающегося с интеллектуальными нарушениями и адаптировать форму и уровень сложности итогового задания. 1
Для организации профессионального обучения людей с умственной отсталостью рекомендуется привлекать тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов и других специалистов. 1