Чтобы повысить уровень самоконтроля и самоанализа в учебной деятельности, можно использовать следующие методы:
- Приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов. 2 Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля: обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. 12
- Приучать учащихся проверять степень усвоения материала при выполнении домашней работы. 12 Например, составлять план прочитанного и пересказывать главные мысли, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные вопросы к тексту. 12
- Вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приёмы. 12
- Не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой. 12 По возможности дать ученику найти свою ошибку. 12 Если она найдена, то оценку можно не снижать. 12
- Предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности. 12 Также можно предлагать задания разной сложности: учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. 12
- Использовать нестандартное решение задач, перенос знаний и умений в новую ситуацию, нахождение различных способов решения проблемы. 3 Это способствует развитию индивидуального самоконтроля-творчества. 3
- Помогать учащимся осознавать мотивы и цели учебной деятельности, обучать способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать познавательную деятельность. 4
При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа важно руководствоваться принципом посильности и доступности: вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов. 12