Подходы к пониманию организаций в истории менеджмента менялись, например, следующим образом:
- Школа научного управления (начало XX века). psyera.ru Основоположник — Ф. Тейлор. spravochnick.ru В рамках школы разработали принцип соответствия, систему подбора и подготовки кадров, систему заработной платы в соответствии с индивидуальной выработкой каждого сотрудника. spravochnick.ru
- Школа административного управления (основоположник — А. Файоль). spravochnick.ru Представители школы выделили основные функции управления: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. spravochnick.ru Также разработали 14 принципов процесса управления и классическую теорию бюрократии. spravochnick.ru
- Школа человеческих отношений и поведенческих наук. kartaslov.ru Впервые обозначили значимость «человеческого фактора» в области менеджмента, влияющего на эффективность организации. spravochnick.ru Разработали психологические методы отбора кадров, изучили проблемы конфликтов и делегирования полномочий, выявили зависимость производительности труда от взаимоотношений между сотрудниками. spravochnick.ru
- Количественная школа (50–60-е годы). psyera.ru Связана с развитием современных количественных методов управления (математики и компьютеров), применением кибернетической теории в управлении. psyera.ru
- Системный подход (70-е годы). psyera.ru Организация стала рассматриваться как открытая, развивающаяся система. psyera.ru
- Ситуационный подход (80-е годы). psyera.ru Возник на основе необходимости для менеджеров быстро решать проблемы в конкретных ситуациях. spravochnick.ru Доказывал, что нет универсальных методов в управлении организацией, каждая ситуация требует индивидуального подхода, соответствующих методов, форм и технологий. spravochnick.ru
- Неоклассический менеджмент (конец XX века — начало XXI). spravochnick.ru Характерные черты: рассмотрение организации как открытой системы, признание ситуационного подхода как доминирующего в силу непредсказуемости внешней среды, развитие корпоративной культуры как мотивационного фактора для персонала, вовлечение персонала в управление организацией. spravochnick.ru
Кроме того, к концу XX века сформировались такие организационные парадигмы, как концепция обучающейся организации, теория хаоса и сложности в управлении, управление знаниями, сетевые и виртуальные организации, самоуправляемые команды и «бирюзовые» организации. sky.pro